Назначение рукояти заключается в обеспечении действия клинком. От неё зависит камфортность руки (степень утомляемости), манёвренность ножа и эффективность выполняемой работы. Каким бы ни был совершенным клинок и из какой бы то ни было стали был изготовлен, все его достоинства сойдут на нет, если ножом не удобно работать. Поэтому удобная и качественно изготовленная рукоять является не отъемлемой частью хорошего ножа.
Существуют два способа крепления клинка к рукояти: накладной и всадной. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. При накладном способе хвостовик клинка делается широким, фактически является рукоятью, к которой с двух сторон крепятся пластины из различных материалов (дерево, пластик и т.п.). Накладной способ крепления рукояти более прост по сравнению с всадным способом, но при этом является самым надёжным. Недостатком данного способа является некоторое ограничение формы рукояти, её декора, так же утяжеляет нож в целом.
Всадной способ даёт возможность сделать рукоять ножа более привлекательной внешне, практически не ограничивает её формы и размеры, уменьшая вес ножа в целом. Процесс изготовления рукояти всадным способом можно разделить на два этапа: 1-сборка и 2-обработка. Сборка рукояти начинается с изготовления гарды (так же её называют: передней притиной, больстьером). Гарда ножа может изготавливаться с упором - защитным ограничителем, предотвращающим соскальзывания руки на клинок ножа, а так же гарда может быть без упора. Наличие или отсутствие упора у гарды определяется характеристиками ножа (форма клинка, толщина клинка, длинна клинка). Как правило, ножи имеющие гарду с упором, имеют толщину клинка не более 2,4 мм., за исключением моделей имеющих глубину прогиба обуха клинка в сторону лезвия более 5 мм., например "нож Хищник" и "нож Лось". Наиболее распространёнными материалами для изготовления гарды являются дюраль, латунь, мельхиор, дерево и текстолит. Латунь и мельхиор используется для изготовления декоративных гард с художественным арнаментом, применяющихся в основном для изготовления подарочных ножей. Дюраль, дерево и текстолит чаще применяются для изготовления недорогих рабочих ножей. Так же большое значение имеет то, каким образом гарда крепится на клинок.
Внимание: для увеличения фотографий наведите на них курсор мышки.
Фото будет позже |
Гарда-шайба - самый простой и не дорогой вид гарды, её названи говорит само за себя. Конструкционно такая гарда выполняет роль прокладки между клинком и рукоятью, т.к. она не фиксирует клинок в рукояти ножа, из-за чего очень часто нож ломается в основании хвостовика. Многие производители отдают предпочтение такому виду гарды из-за низких затрат на материал и простоты изготовления такой гарды, но при этом значительно теряют в качестве. |
 |
Гарда-литьё - по своим конструкционным свойствам данный вид гарды схож с гардой-шайбой, т. е. тоже не фиксирует клинок в рукояти ножа, но имеет более привлекательный внешний вид (художественное оформление) и поэтому применяется в основном для изготовления подарочных ножей, которые как правило не подвергают таким нагрузкам как рабочие ножи. |
 |
Гарда с пазом - наиболее оптимальный вид гарды для рабочего ножа, т.к. такая гарда имеет углубление 5-6 мм. в которое всаживается клинок и за счёт этого поломка ножа в основании хвостовика практически исключается, т.к. вся нагрузка при работе ножом ложиться на более широкую (относительно хвостовика) пяту клинка. Именно поэтому для изготовления рабочих ножей мы используем именно этот вид гарды. Конечно процесс изготовления такой гарды более трудоёмок в отличие от изготовления гарды-шайбы, но пи этом нож становится значительно прочнее. |
 |
Сверлим глухие отверстия на глубину примерно 5-6 мм., а в том месте где будет проходить хвостовик клинка глубину отверстий делаем примерно 8-10 мм. Но если возмоожности рабочего стола позволяют, то отверстия под хвостовик можно сразу делать сквозные. Отверстия всерлим максимально близко друг к другу. |
 |
Затем кончиком сверла рассверливаем паз, двигая вперёд-назад брусок пока не получим паз глубиной 5-6 мм, предварительно нужно отверстия обильно смазать маслом, иначе свёрла будут быстро ломаться. |
 |
Далее сверлим сквозные отверстия под хвостовик. |
 |
Затем переворачиваем заготовку и рассверливаем паз под хвостовик. |
 |
Затем зажимаем клинок через резинку в тисках и присаживаем заготовку гарды на пяту клинка. Делаем это при помощи втулки, ударяя по ней молотком. |
 |
Затем в месте посадки клинка в гарду необходимо убрать зазоры. Для этого зажимаем хвостовик клика в тиски лезвием вверх и удяряя по чекану молотком заминаем зазоры. |
 |
Прочеканив одну сторону гарды, необходимо перевернуть конструкцию и зачеканить другую сторону. Делать зачеканку зазоров нужно осторожно, чтобы не задеть клинок. В качестве чекана можно применить метчик со сточенными краями или приспособить какую-нибудь подходящую железяку. |
 |
Так как гарду изготавливаем с упором, то необходимо спилить лишний металл с боков. |
 |
Затем спиливаем с передней части углы, т.к. необходимо убрать следы чеканки и придать гарде более привлекательный внешний вид |
 |
Для последующей обработки гарды необходимо насадить её на металлическую полосу сточенную с одной стороны на клин. Для этого кладём гарду на наковальню, в паз под хвостовик вставляет сточенну на клин полосу и забиваем её молотком. |
 |
Получаем вот такое соединение для последующей обработки гарды на станке. |
Самым простым из всадных способов является сборка так называемых "рукоятей-втыкушек". Сборка таким методом предельно простая: на хвостовике клинка делаются неглубокие надрезы, а в деревянном бруске высверливается отверстие размером чуть больше ширины и толщины хвостовика на глубину чуть более динны хвостовика. Затем в отверстие деревянного бруска заливается клей и вставляется клинок, вся эта конструкция стягивается с помощью струбцины или резинового жгута и после того как клей высохнет, приступают к обработке рукояти (придание нужной формы, отшкуривание, полировка и вощение и т.п.). Данный метод сборки занимает немного врени, но при этом является малонадёжным, т.к. напрямую зависит от качества используемого клея. Рукоять, изготовленную таким методом легко определить по внешнему виду, она представляет из себя цельный кусок дерева без каких либо фиксирующих элементов пятки рукояти (фото ниже).

Данный раздел заполнен пока не полностью, приносим свои извинения за временные неудобства.
Если у Вас возникли вопросы или замечания по процессу изготовления рукояти для ножа, обсудить их можно "здесь...".
Считаете статью полезной. Расскажите о ней друзьям:
Назад

Ножи ручной работы для охоты, туризма, рыбалки и активного отдыха.
